КОМУ ВНИЗ — 4. Рецензія, DARKER. № 6, 2015.06.20

КОМУ ВНИЗ — 4. Рецензія, DARKER. № 6, 2015.06.20

Украинская рок-сцена весьма специфична и малоизвестна за пределами страны. Между тем, она породила целую плеяду сильных самобытных команд, которые достойны внимания и уважения. Не перечисляя всех, стоит упомянуть героев рецензии — маститый готик-рок проект «Кому Вниз», существующий (непрерывно, хоть и с различной степенью активности) аж с конца восьмидесятых. За это время музыка коллектива серьезно эволюционировала — от мрачного, но вполне традиционного рока, до сурового готик-индастриала. К сожалению, студийных работ у «Кому Вниз» не много, и основная масса их приходится на первую половину девяностых. Современному слушателю они вряд ли придутся по вкусу из-за характерной для того времени специфики звучания и композиций.

Именно потому новый этап творчества коллектива, начавшийся в 2007-м с мини-альбома «Ab Ovo Usque Ad Mala» оказался во многом неожиданным. Стилистика «Кому Вниз», сделала резкий поворот, обратившись к холодному, отчужденному, в чем-то аскетичному электронному саунду. Несмотря на краткость, мини-альбом вышел вполне завершенной работой, с мощным эмоциональным посылом и самобытным, запоминающимся звучанием.

Следующей работы пришлось ждать почти семь лет. Пять треков, шестнадцать минут звучания. Лаконичное название «4», обложка в серых тонах с минималистичным оформлением — на фронте всего две надписи: «Шевченко» и «Кому Вниз». Именно в таком порядке. Диск выпущен к юбилею известного украинского поэта.

Надо сказать, что отношения «Кому Вниз» с Кобзарем (как часто называют Шевченко по названию его главного поэтического сборника) начались не вчера — группа неоднократно использовала его стихотворения в качестве текстов своих песен. Возможно, человеку, не знакомому с творчеством поэта такой факт покажется странным — какое отношение имеет поэт-народник, живший в 19-м веке к готик-року. Тут стоит пояснить.

Говоря об украинском хорроре прежде всего, конечно, вспоминают Гоголя, с его «Вием», «Страшной местью» и «Утопленницей». Между тем, человек знающий скажет, что Гоголь был просто добрым сказочником по сравнению с Тарасом Григорьевичем. У Шевченко трудно найти даже фрагмент (не целое стихотворение!), не пропитанный темной горькой злостью, кровью, насильственной смертью и ненавистью. Между тем, цельных вещей, посвященных оным темам, у него имеется в изобилии. Потому, как источник текстов для мрачной готической группы Шевченко просто идеален. Правда из-за сложной ритмики и частых смен размера подобрать стихотворения, которые легко легли бы на музыку, не так и просто. Но «Кому Вниз» справились с этой непростой задачей на отлично.

Открывает альбом композиция «Зоре моя вечірняя» — одно из известнейших лирических стихотворений Шевченко, фрагмент поэмы «Княжна». По большому счету, здесь от «Кому Вниз» только аранжировка и исполнение — музыку написал еще в XIX в. композитор Гордий Гладкой. Медленный, печальный речитатив на фоне дуэта скрипки и клавишных инструментов. Инструментальный минимализм не делает музыкальную палитру сухой и невыразительной. Напротив, эмоциональная наполненность, создаваемая музыкантами просто удивительна — здесь и отголоски польского барокко и темная печаль современного готик-рока.

Вторая вещь — фрагмент стихотворения «Хустина» (платок, шаль). Суровое военное произведение о сироте-невесте, отправляющей в военный поход жениха — откуда тому предстоит вернуться в гробу, укрытым тем самым, подаренным в дорогу платком . Мрачный индустриальный саунд звучит отголосками военных труб литавр, медленный, пульсирующий ритм и трансовый, гортанный речитатив создают ощущение тяжелой, неотвратимой беды — что лишь усиливает непроглядный мрак текста. Эта вещь уже отдает немецкой готикой, навевая смутные ассоциации с Umbra et Imago.

Следующая композиция — несомненно, центральная в альбоме — «Холодный Яр». Стихотворение посвящено Колиивщине — антипольскому восстанию в середине восемнадцатого века, залившем кровью всю Центральную Украину. Восстание удалось подавить только совместными действиями польских и русских войск. Надо сказать, что тема гайдамаков (так называли повстанцев) была одной из любимейших тем Шевченко. Он посвятил ей несколько произведений, в том числе поэму «Гайдамаки», которая по кровавому безумию, творящемуся на страницах, способна заставить современные слэшеры стыдливо потупить глазки и отойти в угол дуться. Кульминация поэмы — сцена в которой Иван Гонта (один из лидеров восстания) в пылающей Умани, перед своими людьми убивает собственных сыновей, которых его жена тайком окрестила католиками. Надо сказать, что в реальности этого эпизода не было — что красноречиво демонстрирует склад ума и творческие наклонности Шевченко. Но «Холодный Яр» не об этом — он о начале восстания и об отношении к нему современников поэта. Надо сказать, что многое, сказанное тогда, актуально и сейчас. Искажение истории, унижение простого народа и народная же ярость, которая, выплеснувшись, обращается в ненасытного зверя. Страшное предупреждение, которому, увы, никто не внемлет. Музыка здесь становится более ритмичной, в дело вступают гитары и ударные, приближая композицию к традициям Neue Deutsche Härte, правда в таком темном и мизантропичном варианте, какой у немецких мэтров еще поискать надо.

«За байраком байрак» — скорее рок-баллада, сотканная из звона акустических гитар, низкого рокота контрабаса и атмосферных, стеклянно-прозрачных клавишных. Это плач восставшего из могилы казака, который рассказывает, как погиб, отправленный гетманом убивать своих же братьев-христиан, за что не может получить приюта на том свете. «И зарезали брата, крови брата упились и вот тут полегли, в той могиле заклятой». От истинно черной, готической романтики вещи буквально сдавливает спазмом горло.

Заключительная вещь — «З „Осіі“» — как крышка гроба, которая закрывается над тобой, погружая в липкую, черную смолу замкнутого пространства. Обволакивающий, как болотная грязь, гитарный дрон в лучших традициях Sunn O))) на фоне которого отрешенный речитатив читает думу, полную апокалиптичных предсказаний и всепоглощающей ненависти. Впечатления от текста такое, что хочется сразу нажать на «стоп» и больше эту композицию никогда не слышать. «И вашей кровию, собаки, — собак напоят».

В шестнадцати минутах «Кому Вниз» без всякого стыда и стеснения демонстрируют истинного Шевченко. Это совсем не тот добрый лысый дядя с обвислыми усищами и в белой вышиванке. Это сублимация страданий целых поколений, обращенных в бессильную злобу и ядовитую ненависть. Это не те стихи, которые вы будете для настроения почитывать перед сном или декламировать наизусть. Они словно созданы были для того, чтобы в один прекрасный день обрасти именно такой вот музыкой — неизбывно мрачной, суровой, словно процеженной сквозь плотно сжатые зубы. Достойный образец готической музыки, крайне рекомендованный к ознакомлению. Если у вас трудности с понимание украинского, советую отыскать переводы Шевченко на русский — благо в советское время их делалось достаточно. Сам же альбом доступен для бесплатного прослушивания на официальном сайте «Кому Вниз».

Владимир Кузнецов, DARKER. № 6, 2015.06.203

 

Надруковано: 2015.06.21 в 21:15