2009.02.18. Украинский язык в кинотеатрах - это естественно

2009.02.18. Украинский язык в кинотеатрах - это естественно

Лидера одной из самых почитаемых украинских рок-групп КОМУ ВНИЗ Андрея Середу от других музыкантов отличает прямота в словах и действиях. Статус позволяет — его голосом велась агитация за Виктора Ющенко на выборах в 2004 году, а группа уже давно вошла в число легендарных.

Вы согласны с тем, что КОМУ ВНИЗ называют иконой украинской готической музыки?

У нас отношение к такому статусу благодушное. Те люди, которые считают нас «готикой», во многом правы. Мы уже три раза выступали на крупнейшем готическом фестивале в Германии. Давали концерты в Польше. КОМУ ВНИЗ популярны среди готов и это хорошо. В музыкальном плане готическая сцена очень разнообразная. Мы в нее вполне вписываемся. Если исходить из биологических предпосылок, то на территории Украины народ готов жил около 300 лет. И, вероятно, каждый украинец имеет хоть каплю готической крови. Между прочим, древнее название Крыма на немецком звучит «Готенлянд».

Группе уже около 20 лет. Как за это время менялась украинская музыка? По-вашему, она стала лучше или хуже?

Я не очень хорошо знаком с современной музыкой. Но с точки зрения обывателя, она находится в состоянии консервации. Если говорить об альтернативной музыке, то я не вижу развития. Но, мысли, которые проскальзывают в том или ином музыкальном направлении, очень интересны для зарубежных слушателей. Во многом они узнают об Украине благодаря таким группам, как наша. Мы часто выступаем перед иностранцами. И их реакция на наши песни весьма позитивная.

А как в Европе принимают украинские народные мотивы?

Между многими европейскими культурами есть параллели. Например, в украинской и кельтской музыке много общего. Главное, чтобы творчество шло от души, тогда оно будет восприниматься.

Я не уважаю музыкальные проекты, которые уж слишком явно показывают свою «украинскость». А ведь наличие вышиванки не говорит о том, что ты хороший человек. Сейчас всякая сволочь пытается напялить на себя народную одежду.

Украинский язык во всех кинотеатрах — это хорошо или плохо?

Это естественно. Украинский — язык данной территории, который искусственно истреблялся указами и запретами. Вплоть до уничтожения твердого «Г» в алфавите. Разговоры о «насильственной украинизации» — это пустая болтовня.

Пример продакшн-компании BNH, которая занимается дубляжом продукции компании Диснея, говорит о том, что весь процесс украинского перевода можно сделать качественно и проблем нет. Зритель ходит на эти фильмы, залы забиты. Подобная ситуация была тогда, когда украинское телевидение переходило на национальный язык. Теперь никто это уже не вспоминает. Потому что главное — это качество.

Правда, на Украине не хватает профессиональных актеров и баз для озвучивания. Многие компании демпингуют и стараются переводить собственными силами. Отсюда — низкий уровень дубляжа.

Еще одна проблема — это власть, которая заведует кинематографом. Она никак не помогает его развитию. Любая адаптация иностранной ленты на украинский язык финансируется исключительно производителем фильма. Но есть такие вещи, которые не зависят от языка. Например, когда мужественного Брюса Уиллиса озвучивает молодой человек с писклявым голосом — это смешно.

Вы являлись одним из культурных лидеров «оранжевой революции». Что вам до сих пор помнится больше всего?

С точки зрения политических технологий — это прекрасный пример того, как можно быстро собрать людей. С точки зрения морали, я получил огромное удовольствие. Мало того — заложенный тогда позитив никуда не исчез. То, что делал я и другие люди, которые поддерживали оранжевую революцию, были правы на 100 процентов. А вот те, кому мы все позволили прийти к власти, получили проблемы.

Не наша вина в том, что у нас такая власть. Надо заставить тех людей, которым ты поверил, отвечать. Тогда будет все нормально. Но главная проблема — «ломка» среди молодого поколения. Во время революции родился новый организм. Однако то, что произошло потом во власти, для новорожденного оказалось почти смертельным. Это может воспитать в молодом человеке ранний цинизм.

На самом деле, это потрясающее ощущение — находится внутри событий и возможность влиять на них. Майдан стал переломным моментом в истории своей страны. Здесь можно привести параллели с музыкой. Молодым музыкантам очень трудно впервые выйти на сцену. Публика очень жестокая — обгадит тебя, если не примет. Посему, проще начинать с панк-рока. Там ты выходишь на сцену уже обгаженный изначально. Так и с политикой: кто-то начинает с панка и так и продолжает. А иные выходят на более высокий уровень.

Интересно, цензура во время революции существовала?

Мне не разрешали говорить «Слава нации», потому что приравняли это выражение к нацизму. Это было в Киеве на Певческом поле. После того случая меня стали считать провокатором и перестали разговаривать. Однако, именно я научил Виктора Ющенко говорить слово «нация».

Уже на Майдане между песнями мне выключали микрофон, чтобы я не сказал чего-то лишнего. Причем режиссером представления был мой давний знакомый. Он так передо мной и не извинился. Это происходило уже под конец «оранжевой революции». Тогда начали проявляться первые признаки предательства.

Многие хотели выступить на главной сцене во время революции?

Да, рвались многие. Они подходили ко мне за сценой и просили дать им выступить. Зато позже началось фильтрование.

Как вы относитесь к поддержке артистами политических партий?

По-разному. Например, Могилевскую я не виню за продвижение идей «Партии регионов». Она изначально выбрала этот путь и осталась на своей волне. Пускай для меня это движение негативное, но я Наталью нормально воспринимаю.

А вот Кузьма из группы «Скрябин» не прав. Он захотел быть богатым, но ничего не вышло. Кроме того, были такие люди, которые после агитации за проигравшего кандидата начинали спиваться. Они просто боялись за свое будущее. С ними переставали здороваться их друзья.

Когда вы комментировали инаугурацию Виктора Ющенко, ощущался моральный подъем или настрой был скептический?

В тот момент у меня не было никакого скепсиса. Однако, я знал, что период нового становления будет долгим и непростым. А вот сама инаугурация готовилась весьма примитивно. Я-то думал, что сценарий пишет целая команда профессионалов. Оказалось, нет! В комнате оператора, который занимался этими съемками, сидело несколько сонных людей. Они спорили между собой, как сказать ту или иную фразу. В процессе инаугурации приходилось вставлять какие-то совершенно другие текстовки. Причина — некомпетентность.

Но все смягчалось очень хорошим духом. С моей, актерской точки зрения, ощущения были великолепными.

Чем сейчас занимается группа?

Мы закончили работу над первой частью DVD-диска с записью нашего концерта во Львовской опере 1 декабря 2006 года. Сейчас ведем поиск режиссера, который займется монтажом видео. Работать над живым звучанием трудно.

Вторая задача — окончание записи аудиодиска. Там будут как уже известные песни семилетней давности, так и три абсолютно новых темы. Возможно, на диске будут и видеоматериалы.

Для того, чтобы «засветиться» в СМИ, артисту обязательны полезные контакты?

В этом вопросе я согласен с Сашком Положинским из «Тартака». Культура в Украине до сих пор делается примитивными методами. Речь идет о полезных контактах, привычке часто видеть друг друга. Музыкант, вместо того, чтобы заниматься своей прямой деятельностью, начинает мелькать перед глазами и притираться. После этого он становится неопасным и его уже знают. Если говорить о неформатной музыке, то она закрыта для Украины. Мы предложили телеканалу «Интер» поехать с нами на крупнейший готический фестиваль. Причем, мы сказали, что оплатим им все расходы. Включая проживание и питание. Они отказались. Наверное, та музыка, которая заставляет думать, вызывает опасения у нашей власти.

voland14, 2009.02.18

 

Надруковано: 2012.09.28 в 01:30